Когда из-под капота повалили клубы дыма, о профилактике думать уже поздно — самое время принимать экстренные меры. Если пожар застиг вас в движении, следует немедленно снизить скорость и остановиться. Хочется особо подчеркнуть, насколько важно сохранять самообладание и не поддаться панике в столь экстремальной ситуации. Основная ошибка водителей давно известна: практически все сначала открывают капот, желая, видимо, визуально определить очаг возгорания, а уж потом решают, как быть дальше. На самом деле при ликвидации любого пожара главная задача — перекрыть доступ воздуха, который поддерживает горение. Поэтому, прежде чем взяться за крышку капота, следует не просто вооружиться огнетушителем, а привести его в полную готовность. В идеале поднимать ее и тушить пламя нужно одновременно, однако на практике это возможно лишь при наличии помощника. В одиночку остается лишь стараться действовать максимально быстро: на счету каждая секунда.
Вопреки распространенному мнению тратить драгоценное время на попытки отключить аккумулятор не стоит: если вы «правильный» водитель и клеммы на нем должным образом затянуты, сделать это будет не так просто. Вот когда пожалеешь о том, что не установил выключатель массы. Если заряд огнетушителя уже иссяк, а справиться с пламенем так и не удалось, лучше отойти от машины на безопасное расстояние и уповать только на помощь пожарной команды. Как ни печально наблюдать догорающее чудо техники, попытки бороться до последнего могут привести к еше более трагичному исходу, если произойдет взрыв топлива.
Зовите на помощь
К сожалению, нередки случаи, когда в результате своей беспечности автовладельцы остаются один на один с огнем без всяких средств его ликвидации. Кто-то не заметил, как истек срок годности купленного еще при советской власти огнетушителя, другой решил выложить громоздкий баллон в гараже, иные просто уповают на теорию вероятности и русское «авось»: беда случится с кем угодно, только не со мной. По мнению профессиональных пожарных, бороться с пламенем голыми руками не только бесполезно, но и опасно. Если в роковой час «икс» вы оказались безоружным, попытайтесь привлечь на помощь коллег по движению (естественно, тех, кто пунктуально соблюдает правила и возит работоспособный огнетушитель).
Одним из самых эффективных способов борьбы с возгораниями автотранспорта были и остаются системы автоматического аэрозольного (реже газового) пожаротушения. Вкратце принцип их действия можно объяснить следующим образом: по команде датчика, подобного бытовым пожарным из-вещателям, при достижении критической температуры срабатывает генератор, создающий специальный аэрозольный состав. Датчики, как правило, устанавливают в наиболее «криминальных» местах под капотом, вблизи бензобака, а также в салоне автомобиля. Отдельно выводится клавиша, позволяющая привести систему в действие вручную. Вот только это достижение прогресса не всем по карману (без монтажа затраты составят около $150), поэтому чаще всего такое позволяют себе лишь владельцы престижных иномарок.
Так ли страшен газ?
Большой интерес у многих вызывает вопрос о пожарной безопасности систем газобаллонного оборудования. Считается, что желание перевести автомобиль на этот более дешевый и экологичный вид топлива чревато появлением в машине источника повышенной опасности. Ведь если утечку бензина можно заметить визуально, то негерметичность газовой системы реально обнаружить лишь с помощью специальных приборов. Спешим вас успокоить: ничего криминального в газовых системах нет (при условии их грамотной установки и эксплуатации). Конечно, при пожаре вероятность взрыва баллона с газом весьма высока (если не сработает клапан избыточного давления). Но, с другой стороны, для того чтобы произошло возгорание, необходима определенная концентрация горючих газов в воздухе — в случае с жидким топливом достаточно его попадания, к примеру, на раскаленный выпускной коллектор. Именно для того, чтобы водитель мог вовремя обнаружить опасные концентрации, в газовое топливо добавляют специальные отдушки (придающие ему характерный запах), безвредные для систем питания автомобилей.
Есть, правда, и другой аспект: если ваше авто оснащено газобаллонным оборудованием, могут возникнуть серьезные проблемы с его размещением на закрытых паркингах, поскольку хранение баллонов с воспламеняющимся газом в таких помещениях запрещено. Речь идет не только о местах постоянной дислокации машины: вас запросто могут не пустить на гостевую подземную автостоянку.
Возгорание автомобиля — всегда неожиданность для его владельца. Выяснить своими силами, что послужило его причиной, реально лишь в редких случаях (например, если загорелась обивка салона от упавшего окурка). Обычно без привлечения специалистов этого сделать не удается. А ведь нередко пожар происходит в результате неквалифицированного вмешательства в системы автомобиля: плохо затянутый хомут на топливопроводе или неграмотно проложенный провод легко может привести к трагическим последствиям. Для того чтобы предъявить претензии незадачливым «сервисменам» в суде (а по-хорошему вряд ли удастся договориться), обязательно потребуется официальное заключение или акт экспертизы. Та же бумага необходима для получения страховки. Так что в любом случае, даже если удалось самостоятельно справиться с огнем, не забудьте вызвать пожарную команду.